Меры пожарной безопасности

Правила пожарной безопасности учебного заведения и правила поведения при пожаре

Основным документом о пожарной безопасности, регламентирующим деятельность противопожарной службы государства и всех его элементов, является Федеральный закон «О пожарной безопасности», принятый Государственной думой 18 ноября 1994 года. В данном законе определена деятельность государственной противопожарной службы (ГПС) и всех ее элементов, а также обязанности должностных лиц и граждан по обеспечению пожарной безопасности и ответственность за ее нарушение. В соответствии со статьей 22 закона «О пожарной безопасности», тушение пожаров государственной противопожарной службой осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством РФ.

 Правила пожарной безопасности для учебного заведения:

1. Чтобы не допустить пожара в учебном заведении, прежде всего, необходимо следить за тем, чтобы не территории учебного заведения не скапливались сгораемые отходы (мусор, старая мебель, сухие листья, макулатура и т.д.). При пожаре наличие таких материалов может способствовать распространению огня и уничтожению учебного заведения. Запрещается разводить костры и сжигать горючие отходы вблизи от зданий и сооружений (ближе 50 м).
2. Необходимо осуществлять контроль за состоянием дорог, проездов и подъездов к зданиям учебного заведения. Они должны быть свободными, а в зимнее время очищаться от снежных заносов.
3. Особое внимание необходимо обращать на правильное содержание путей эвакуации. Коридоры, проходы и выходы из зданий, предназначенные для эвакуации людей, должны быть свободными. Запасные выходы должны иметь надпись «Запасной выход» и надпись о месте хранения ключа.
4. Основными и важнейшими путями эвакуации являются лестницы, поэтому нельзя под лестничными маршами устраивать кладовые, склады наглядных пособий и стендов. При пожаре нельзя использовать лифты.
5. Каждое учебное заведение должно иметь не менее двух выходов: в случае если один из них отрезан огнем, для спасения используется другой. Двери этих выходов, а также из коридоров на лестничные клетки должны открываться по ходу эвакуации и оборудоваться легко открывающимися запорами.
6. Для обеспечения безопасности учащихся необходимо в начале первой четверти ознакомить учащихся со схемой эвакуации при пожаре, провести по всем маршрутам эвакуации и показать все аварийные выходы, особенно для первоклассников, довести до всех сигналы оповещения о пожаре. Обязательно провести тренировки по эвакуации.
7. В школах, где имеются деревянные чердачные помещения, необходима периодическая обработка деревянных конструкций огнезащитным составом.
8. Нельзя устанавливать не открывающиеся металлические решетки и жалюзи на окнах помещений, где находятся учащиеся: при необходимости окна могут быть использованы как дополнительные пути эвакуации. Нельзя размещать в помещениях с одним эвакуационным выходом свыше 50 человек.
9. Двери помещений во время проведения массовых мероприятий запрещается закрывать на замки и труднооткрываемые запоры. В помещениях, где проводятся массовые мероприятия, в оконных проемах не должно быть решеток. Нельзя во время проведения мероприятий закрывать окна ставнями, а проходы к ним загромождать мебелью и другими предметами.
10. При проведении химических опытов, особенно с огнем и взрывоопасными компонентами соблюдать технику безопасности.
11. Не перегружать электросеть энергоемкими приборами и аппаратурой при проведении опытов по физике, занятий в компьютерном классе.
12. Без специального разрешения нельзя проводить огневые и другие пожароопасные работы.
12. Запрещается эксплуатировать неисправные электроустановки и нагревательные приборы.

13. Соблюдать инструкции по мерам пожарной безопасности.

 Действия преподавателя при пожаре в учебном заведении:

1. При возникновении пожара немедленно принять меры по организации спасения учащихся. Для чего необходимо оценить обстановку, выбрать наименее опасные направления эвакуации и организовано вывести учащихся из классов и школы в определенное место сбора.
2. Проверить по журналу наличие выведенных учащихся и доложить об этом директору, или начальнику штаба ГО ЧС учебного заведения о выводе всех учащихся или о том, что кого-то нет.
3. При организации эвакуации необходимо помнить о поражающих факторах пожара и принять меры к исключению поражения от них (использование средств защиты органов дыхания, способов преодоления задымленных участков и небольших участков открытого огня). Использовать личные возможности учащихся, а именно – небольшие задымленные участки можно преодолеть, затаив дыхание.
4. В тех случаях, когда при проверке наличия учащихся обнаружилось отсутствие кого-либо, необходимо организовать его поиски. Поиск лучше всего вести группой (двумя-тремя человеками) и в связке для взаимной безопасности. Необходимо помнить, что младшеклассники от страха могут забраться в любые на их взгляд безопасные места (в шкафы, под парты, спрятаться в нишах и т.п.) и даже от испуга не откликаться на их зов. Поэтому при поисках проверяются все закоулки и скрытные места. Поиск прекращается лишь после того, когда тщательно проверены все помещения и точно установлено, что там никого нет.
5. Передвигаться необходимо по участкам с относительно хорошей видимостью – вблизи окон и дверей. Если дым идет снизу – во весь рост, если сильно задымлена верхняя часть помещения – пригнувшись или ползком. Целесообразно не потерять ориентировку, придерживаться стен.
6. Обнаружив в горящем помещении ребенка, который сам может передвигаться необходимо накинуть на него увлажненную ткань или любое подручное средство, чтобы исключить возможность ожогов, рот и нос закрыть мокрым платком, шарфом, косынкой и т.п. и взяв за руку вывести в безопасное место.
7. Если на ребенке загорелась одежда следует как можно быстрее ее снять, при невозможности это сделать – накрыть его любым подручным покрывалом и плотно прижать к телу, чтобы прекратить доступ воздуха и остановить горение.
8. Если ребенок потерял сознание, взять его на руки и немедленно выходить из зоны огня и дыма. Пострадавшего, вынесенного из задымленного помещения, освободить от стесняющей одежды, расстегнуть ворот, ослабить застежку пояса, дать понюхать нашатырного спирта.
9. Оказать первую доврачебную помощь пострадавшим от ожогов.